От озвучки на чердаке до проектов для ТНТ. Фрилансер Никита Анисимов рассказал Kwork, почему красивого голоса недостаточно и почему настоящий диктор – это всегда актер.

Никита (@voicechief) – актер закадровой озвучки

На Kwork с 2020 года

Высший рейтинг плюс

Никита, мы с вами быстро договорились об интервью и созвонились в этот же день. Не отвлекли вас от работы?

Да нет, сейчас же лето, так что свободного времени больше.

В вашей работе тоже есть сезонность?

Да, конечно. Пик заказов – декабрь: бизнес закрывает год, запускает праздничные кампании. Январь, наоборот, «мертвый»: все отдыхают. Весной работа снова оживает – все готовятся к летнему сезону. А потом опять идет на спад, потому что бренды уходят в офлайн‑ивенты и им чаще нужны ведущие мероприятий, а не дикторы.

А вы не работаете на офлайн-мероприятиях?

Предлагают, но я отказываюсь. Просто как диктор‑актер я оцениваю свой выезд как полноценный студийный день, а это намного дороже, чем гонорар обычного ведущего. Поэтому всем будет проще, если я запишусь в студии – и клиенту дешевле, и мне не надо тащиться на площадку.

Видео-визитка из портфолио Никиты на Kwork

У вас очень запоминающийся голос – сразу чувствуется, что перед нами профессионал. С таким голосом нужно родиться или это результат тренировки?

Тембр – штука индивидуальная. Даже среди дикторов на Kwork не найти двух одинаково звучащих голосов. Но голос – это только полдела. Главное – что ты умеешь с ним делать: как передаешь эмоции, интонации, смыслы. И вот это уже не про тембр, а про технику и актерское мастерство, которые нарабатываются только с опытом.

Как все начиналось: киберспорт, чердак и одеяло

Помните, с чего началось ваше увлечение озвучкой?

Началось все лет в 16 примерно. Мне нравилось играть в компьютерные игры, но еще больше нравилось стримить и комментировать их. Тогда же я впервые попал в прямой эфир: комментировал киберспортивный матч для UCC (U Can Company). И это было так кайфово! Меня слушало тысяч 300 человек в прямом эфире, и, как бы пафосно это ни звучало, тогда я понял, что могу держать внимание зрителей. Наверное, это и был такой первый контакт с голосом, который действительно что-то значил.

Первый микрофон тогда же появился?

Да какой там микрофон… Начинал с обычных наушников и микрофона от PlayStation. Потом уже купил себе BM-800 – нашел китайскую подделку на «Авито» за 800 рублей и проработал на нем года до 2019. Все, что мог себе тогда позволить. Никакой студии, как вы понимаете, у меня тоже не было, так что иногда приходилось импровизировать. Как-то получил заказ, но я тогда был не дома, и микрофона с собой не было. В итоге поднялся на чердак, взял с собой одеяло, подушки. Вокруг петухи кукарекают, а я в своей самодельной студии под одеялом записываю себя на телефон. Смешно вспоминать, но с этого все и начиналось.

У вас было профильное образование или вы самоучка?

Да, я проходил курсы, но курсов недостаточно, чтобы стать профессионалом. 90% времени нам скорее продавали идею профессии, чем реально учили. Но один классный преподаватель там все же был. Например, он научил меня четкой дикции – я перестал съедать окончания.

Съедать окончания?

Ну да. Наш артикуляционный аппарат и мозг не любят работать и, соответственно, не любят произносить звуки. Это особенно заметно, когда мы глотаем согласные в конце слов. Например, в слове «привет». Чаще всего люди говорят «приве», а конечная «Т» остается без дыхания и проглатывается.

Вот таким штукам меня там научили. Плюс на этих курсах я впервые работал с микрофоном на живую аудиторию, а это работа и с самим собой, и со стеснением, и с обратной связью от преподавателей. В общем, это точно было нужно – это начало моего пути и я бы пошел по нему еще раз.

Тогда как стать профессионалом, если курсов все равно недостаточно?

Озвучивать, озвучивать и озвучивать. После сотни записей вы все еще новичок. После 500 записей только начнете нащупывать свой настоящий голос. И только через 1000, а то и через 2000 записей наконец-то поймете потенциал своего голоса, его силу и начнете озвучивать с пониманием своих голосовых возможностей – без лишней окраски, без напыщенности и без поисков идеального дубля.

Есть ли секрет, как передать настоящие эмоции, чтобы слушателю было не все равно?

Я коплю эмоции, как батарейки. Все, что переживаю – страх, радость, злость – оставляю внутри, чтобы потом достать и вложить в голос. И потом при озвучивании, когда нужна радость – достаю одну батарейку, злость – другую. Это все живое, накопленное. Нельзя сыграть испуг, если ты сам никогда не боялся. Так что все должно быть по-честному, чтобы тебе поверили.

Профиль Никиты на Kwork

От новичка на фрилансе до сотрудничества с ТНТ

Вы сразу начали работать на фрилансе или был опыт в найме?

Сначала заказов не хватало – каждому фрилансеру нужно время для раскачки, поэтому я устроился в школу озвучки звукорежиссером: сводил голоса студентов, работал со звуком, программами, схватывал все на лету. И уже через два месяца стал руководителем звуковиков. Потом работал и преподавателем, и даже в менеджеры по продажам меня заносило. Но я называл себя не продажником, а куратором, потому что не просто продавал курсы, а помогал человеку понять свою цель и прийти к ней через обучение дикторской озвучке. Так что опыт у меня приличный. А года через два открыл собственную студию дубляжа при этой школе.

А помните, как на Kwork пришли?

Это было в 2020 году. Мне посоветовал площадку знакомый из школы, в которой мы преподавали вместе. По-моему, тогда здесь еще был фиксированный прайс, когда все услуги стоили по 500 рублей. И, если честно, сначала пробиться было сложно. Но я понял, что нужно выделяться среди всех своим подходом, ценой, визуалом, качеством работы с клиентами. В итоге постепенно люди стали обращаться и как-то все закрутилось.

С какими задачами к вам обращаются на Kwork?

Да разные задачи бывают. И короткометражный фильм озвучивал, и начитки разные делал. Но чаще всего приходят с играми: когда нужно вжиться в роль игрового персонажа и озвучить его реплики.

Почему в итоге выбрали свое дело и фриланс вместо работы по найму?

Я выбрал фриланс, потому что он дает диктору больше свободы: в стиле, в выборе проектов и в профессиональном росте. На фрилансе ты – и голос, и продюсер, и менеджер, и психотерапевт себе же. В один день я могу озвучить федеральный ролик, а на следующий – делать веселый дубляж для TikTok. Это помогает прокачивать гибкость и артистизм.

Конечно, есть и минусы: нестабильность, необходимость самому искать заказы. Но в моем случае плюсы перевешивают. Ну и главное – клиенты приходят не просто за голосом, а за тем, как именно я работаю, как слышу задачу и как подаю текст. И вот это уже не просто работа, а именно свое дело.

Круг клиентов, наверное, тоже намного шире?

Конечно! Как фрилансер я записывался и для Европы Плюс, и для Яндекса, мой голос звучал на федеральных каналах: от СТС до ТНТ. Не уверен, что все эти проекты случились бы со мной, если бы я был привязан к одному рабочему месту.

Каким проектом гордитесь больше всего?

«Мастер Игры» на ТНТ. Для этого проекта я уехал на месяц в другую страну и был голосом, который вживую работал на съемочной площадке. Это совершенно другой уровень включенности: ты – часть действия, дышишь с участниками, держишь саспенс, создаешь атмосферу, разряжаешь обстановку. Это был такой офлайн-дикторинг на грани импровизации. Очень крутой опыт!

Кворки Никиты на Kwork

Как работать, чтобы к тебе возвращались: советы фрилансерам

На Kwork много дикторов и актеров озвучивания. Что отличает вас от других фрилансеров?

  1. Гибкость подачи. Могу прочитать трейлер как драму, а могу – как стендап.
  2. Человеческое отношение. Я не просто «записал по ТЗ, сдал и забыл», а вникаю, подсказываю, даю выбор. Иногда сам предлагаю клиенту несколько вариантов – и часто выбирают не тот, что по ТЗ, а тот, что предложил я.
  3. Актерская подача. Даже сухой текст можно озвучить живо, если почувствовать, зачем он написан.
  4. Не боюсь импровизировать. Могу сломать ритм, добавить дыхание – чтобы все звучало живо.
  5. Работаю быстро. Есть студия – пишу когда нужно, быстро отправляю драфты.
  6. Работаю под ключ. Могу собрать проект не только с голосом, но и с дизайном, монтажом и продюсерским взглядом. У меня опыт не только в озвучке, но и в создании рекламных и промо-материалов.
  7. Пришлю бриф, если нет ТЗ. Потому что хороший диктор всегда думает: для кого и зачем он вообще записывает.

А что думаете насчет нейросетей? Почему бы заказчику не озвучить свой текст с помощью ИИ, вместо того, чтобы обращаться к диктору?

ИИ-голоса уже стали нормой, но для меня это не угроза, а вызов. Я считаю, что победит тот, в ком есть жизнь, а в ИИ ее нет. Поэтому если клиенту нужен голос робота, то, конечно, он может озвучить текст с помощью искусственного интеллекта. Но если ему важен его проект, то качественную озвучку сделает только диктор с актерской базой, эмоциональным диапазоном и гибкой подачей, о которой я говорил ранее.

А вообще надо просто относиться к искусственному интеллекту как к партнеру. Я использую ChatGPT не как диктор, а как продюсер голоса. Он помогает быстро оформить ТЗ, адаптировать текст под подачу, упростить сложные фразы, выделить смысловые акценты. Это как иметь в команде редактора, копирайтера и драматурга 24/7 – кто же от такого откажется? В итоге я могу сосредоточиться на звучании, а не редактуре.

Как считаете, что чаще всего мешает начинающим дикторам?

Они обычно читают красиво, но не понимают, зачем это делают. Очень много есть реально классных голосов, но ты их слушаешь, а они все читают одинаково. Потому что у них нет задачи. А задача может быть разной: заставить человека кликнуть, купить, поверить, засмеяться, успокоиться, вспомнить что-то и т.д. И если диктор этого не чувствует, то никакой микрофон не спасет.

И вторая ошибка – это отсутствие анализа. Просто записал – и все. А ты проверь: как звучит, цепляет ли, нужно ли это кому-то, цель достигнута, задача выполнена?

А если говорить шире – о начинающих фрилансерах в целом?

Неумение подать себя и результат своей работы. Я часто выступаю в роли покупателя и могу судить со стороны заказчика. Вот я захожу на страницу фрилансера, а там ни фотографии, ни портфолио, кворк оформлен кое-как. Я не вижу ничего, за что бы мог зацепиться. А ведь из таких мелочей складывается первое впечатление, и профессионализм фрилансера скрывается в том числе в этих мелочах.

Плюс – отношение. Когда я ищу себе исполнителя, то всегда спрашиваю, готов ли он выполнить тестовое задание. Не потому что хочу бесплатно, а потому что хочу увидеть стиль общения. И вот именно после этого вопроса начинается магия контакта. Только кто-то тебе эту магию дает, а кто-то отвечает как робот, с которым вообще связываться не захочешь.

Да, задать вопрос, дать совет, пойти навстречу, сделать дополнительный дубль – это время и трата ресурсов. Но все это не только показывает в тебе профессионала, но и дает клиенту человеческое отношение.

Роботы у нас уже есть, а фрилансер должен быть в первую очередь человеком.

Отзывы о работе Никиты на Kwork

Блиц

Клиент хочет «как Леонардо Ди Каприо в озвучке Бурунова». Сделаете?

Не-а. Я не Бурунов, не Ди Каприо и не их голос. Я – это я. Пародиями не занимаюсь, зато могу сделать круто по-своему. Если нужен клон – это не ко мне. Если нужно живое и оригинальное – тогда погнали.

Любимые актеры дубляжа?

Всеволод Кузнецов, Сергей Бурунов, Владимир Зайцев, Сергей Чонишвили, Петр Иващенко.

Что может запороть дубль?

Когда мозг отключается, и ты начинаешь выдумывать слова или ударения. Особенно с числительными опасно, они – враги дикторов.

Как справляетесь с выгоранием?

Я понял, что у меня выгорание наступает не от количества задач, а от потери смысла. Поэтому, когда чувствую, что проседаю – не просто нагружаю себя, а ищу проекты, которые цепляют. И да, бывает, что помогает просто вернуться в ритм и вспомнить, ради чего все это.

Какая у вас карьерная мечта?

Озвучить фильм. И не просто один – я хочу встать в один ряд с мэтрами дубляжа, с теми, чьи голоса мы узнаем с первых секунд. Это цель, которая требует десятки лет работы, но именно она зажигает внутри.

В какой франшизе хотели бы стать голосом?

Однозначно Marvel. Мне интересно озвучить персонажа, который живет в другой вселенной, сталкивается с тем, что в реальности невозможно. Прыжки по мультивселенным, спасение мира, внутренние драмы героев – это же не просто текст, а целый мир, в который ты ныряешь голосом. Вот в такое я бы погрузился с головой.

Оставьте свой комментарий

обязательно
обязательно
необязательно