Какие навыки стали самыми востребованными в 2019 году, что ценят заказчики в исполнителях, на сколько выросли цены на услуги фрилансеров и за счет чего они продолжат расти в 2020 году. Эти и другие инсайты – в ежегодной статистике от Kwork.
Фриланс – новая мировая реальность
Мир находится во власти нового формата свободной трудовой экономики или гигномики (gig economy), где фриланс – уже не тренд, а традиционная форма работы. Например, в США ожидается, что в 2020 году 40% всего рынка труда будут составлять фрилансеры. При этом, 90% фрилансеров считают, что фриланс как отрасль будет развиваться, потому что видят высокий спрос на свои услуги, в том числе от известных брендов.
Статистика Payoneer, 2019
Российский рынок фриланса – тоже в десятке лидеров. По прогнозам PwC его выручка в этом году увеличится на 45%, по сравнению с 2018 годом.
Статистика PwC, 2019
По данным Работа.ру, 72% россиян уже сейчас рассматривают для себя переход на фриланс. А исследование Avito показало, что спрос на услуги фрилансеров в России вырос в 2019 году на 17,2%.
Такие массовые спрос и предложение в итоге приводят разных юзеров в одно место – на биржи фриланса. Это подтверждает повсеместный рост посещений и количества зарегистрированных пользователей фриланс-платформ.
По сравнению с прошлым годом, тройка лидеров фриланса в рунете по версии Яндекс.Радар немного изменилась – место сайта Freelance.ru занял сервис Work-zilla.com
Данные о посещениях фриланс-платформ за октябрь-ноябрь, по обновленному алгоритму SimilarWeb.com
Все больше фрилансеров рунета находят работу онлайн, а компании заказывают услуги исполнителям из разных уголков России и стран СНГ. Все это стало возможным благодаря фриланс-платформам, которые выступают главными посредниками между исполнителями и заказчиками.
Как посредники, фриланс-платформы берут на себя все организационные вопросы и позволяют фриланс-рынку динамично развиваться.
В своем ежегодном исследовании, мы проанализировали заказы на Kwork за 2019 год и обнаружили свежие инсайты о фриланс-рынке рунета.
Распределение сил на рынке
Географически, игроки рынка фриланса в рунете сместились незначительно. Российских юзеров стало на 2% больше, украинских – на 1,7% меньше, а доли Казахстана и Беларуси практически не изменились.
Чуть больше – на 0,4% – стало представителей других стран. Лидерами в этом списке являются Германия, Армения, Азербайджан, Молдавия и Латвия.
Несмотря на активный рост общего количества пользователей, соотношение участников фриланс-рынка остается равномерным: 69% фрилансеров на 31% заказчиков. При этом, 20% исполнителей периодически сами заказывают что-то на фрилансе, выступая в роли заказчиков и выравнивая таким образом соотношение ролей до 50/50.
Заказчики услуг: кто и что заказывает на фрилансе
Цели заказчиков
Опрос покупателей Kwork подтвердил статистику PwC и показал, что чаще всего пользователи заказывают на фрилансе услуги для бизнеса.
Результаты опроса Kwork
Статистика PwC, 2019
Почти у каждого второго заказчика как минимум раз в месяц находятся задачи, которые можно отдать на фриланс. Каждому третьему – услуги фрилансеров требуются 1 раз в неделю. Количество пользователей, обращающихся к фрилансерам очень редко, оказалось самым маленьким – всего 6% нуждаются в онлайн-исполнителях раз в год. Больше них даже тех, кто отправляет задачи на биржу каждый день.
По сравнению с 2018 годом, покупатели на Kwork стали более активны – количество пользователей, которые совершили не менее 12 покупок за 3 месяца подряд, в 2019 году стало больше почти в два раза (на 86%).
Примечательно, что говоря о преимуществах фриланса, заказчики Кворк на первое место ставят скорость работы и простоту коммуникации, и только третьим пунктом называют финансовую выгоду.
Что заказывают чаще всего
На вершине списка популярных у заказчиков услуг по-прежнему находятся «Ссылки» и «Соцсети». Эти услуги остаются лидирующими как при распределении по количеству заказов, так и по количеству потраченных заказчиками денег. Фрилансерам явно стоит обратить на них внимание.
Однако заказчики редко ограничиваются работой в определенной рубрике. Сделав заказ одной из популярных услуг на фрилансе, пользователи обычно возвращаются и обращаются к фрилансерам и по другим направлениям. Так, в первой пятерке сопутствующих услуг – направлений, по которым пользователи чаще делают повторные заказы на фрилансе – расположились работы по привлечению трафика, написание продающих текстов и отрисовка веб-дизайна.
Сравним распределение отраслей с зарубежным рынком фриланса. По данным исследований Freelancer.com и Upwork, самой востребованной сферой у заказчиков является разработка и IT. Дальше идут: дизайн, копирайтинг, администрирование сайтов и маркетинг. На российском рынке подобная статистика складывается при распределении рубрик по обороту денег. По количеству заказов в рунете на первом месте находится маркетинг, а разработка – только на пятой строчке.
Стоимость работ на фрилансе
Цена заказов на фрилансе увеличивается. В 2019 году заказчики на 10% чаще покупали услуги по более высокой цене.
Повышение цен также видно из роста среднего чека заказа по всем категориям — в 2019 году он стал выше на 30%.
Но есть и категории, в которых цена за 1 заказ намного выше средней стоимости услуг. В основном это работы по программированию и разработке.
Еще один способ для фрилансеров повысить цену заказа – сделать клиенту персональный оффер. По статистике, сделки, оформленные через индивидуальное предложение, выполняются по цене выше среднего чека на 49%.
В итоге, персонально составленные заказы практически равны со сделками через Магазин по обороту, хоть и проигрывают им по количеству.
Отметим, что на Kwork индивидуальные предложения чаще всего оформляют из двух ситуаций: при повторном сотрудничестве фрилансера с заказчиком в Магазине услуг или после отклика исполнителя на проект Биржи.
Время выполнения задач
Стоимость заказов выросла не на пустом месте – услуги, которые заказчики покупают у фрилансеров, стали более объемными и теперь исполнителям требуется на работу больше времени. Так, средняя скорость выполнения заказа по системе выросла в 2019 году почти на сутки, и стала – 2 дня 23 часа.
При этом, время на выполнение популярных услуг за год почти не изменилось.
Чуть дольше стали занимать работы по ссылкам, трафику и написанию статей. А вот услуги создания бизнес-текстов и логотипов фрилансеры в 2019-м оказывали быстрее на 24 часа.
Фрилансеры: где чаще работают и сколько зарабатывают
90% фрилансеров работают в одной рубрике и не являются многостаночниками. Однако 10% успевают иногда помимо основного направления, выполнять работу в смежных отраслях. Ниже, составили таблицу, какие категории фрилансеры чаще совмещают в работе.
Реже всего фрилансерские «цезари» совмещают работу в других направлениях с дизайном, чаще – с SEO и маркетингом. Отметим, что это логично – ведь большинство заказов проходит именно в этих категориях.
Самые конкурентные отрасли
Среди исполнителей, предлагающих услуги на фрилансе, с большим отрывом лидирует сфера текстов. Четверть исполнителей готовы предоставлять услуги в дизайне, чуть больше десятой части – в маркетинге, куда входят популярные заказы по соцсетям.
А вот востребованная область разработки остается относительно свободной – в ней профессионально работает менее 10% фрилансеров. Не много исполнителей и в SEO – лидирующие у заказчиков «Ссылки» и «Трафик» не вошли даже в первую десятку услуг, наиболее часто предлагаемых исполнителями.
При этом, самым конкурентным способом заработать онлайн стала услуга «Набор текста», которая не требует от фрилансеров никаких специальных навыков. Помимо этого направления больше всего откликов на бирже привлекают проекты, в которых нужно обработать фото, смонтировать видео, придумать стихи и сделать редактуру или перевод текста.
Самые «денежные» направления требуют большей квалификации от исполнителей и отличаются умеренной рыночной конкуренцией.
Распределение заказов между фрилансерами
На любой бирже у фрилансеров есть рейтинг, на который заказчики обращают внимание при подборе исполнителя. Интересно, что в 2019 году произошло небольшое перераспределение заказов от самых рейтинговых специалистов к исполнителям, начинающим свою карьеру на фрилансе.
Такое изменение объясняется тем, что на фриланс переходит все больше специалистов из разных отраслей. Поэтому новичок на бирже – не равно новичок в той или иной специализации. Квалифицированные фрилансеры с профессиональным опытом за плечами и качественным портфолио имеют все шансы получать проекты заказчиков даже с нулевым рейтингом фриланс-платформы.
Тем не менее, большая часть оборота по-прежнему сосредоточена в руках фрилансеров с высоким рейтингом. Исполнителям, недавно пришедшим на фриланс – достается 15% от всех денег.
Впрочем, данные выше отражают ситуацию на конец 2019 года – и специалисты, начавшие работу новичками в начале года, вполне могли к этому времени заработать высокий рейтинг и перейти в ранг «Профессионалов» биржи.
Заработок фрилансеров
Средний доход фрилансеров за 2019 год вырос в 2019 году так же, как и в предыдущем – на 14%.
Финансовая нестабильность фриланса постепенно из главной проблемы рынка становится его мифом – по статистике 2019 года, зарплата квалифицированных фул-тайм фрилансеров стала выше, чем у штатных работников и в России, и за рубежом.
5 инсайтов вместо заключения: что ждет российский рынок фриланса в 2020 году
- Фриланс – новая норма работы и экономики во всем мире. С каждым годом на фриланс в России будет переходить все больше топовых специалистов, а к исполнителям в онлайне будут обращаться все более крупные компании и известные бренды.
- Уже сейчас главное для заказчиков услуг на фрилансе – результат работы и скорость выполнения, а не экономия денег. Клиенты готовы платить за качественный продукт и персональный подход к задаче.
- Самые денежные отрасли на фрилансе в рунете: разработка и IT, SEO, Дизайн и Маркетинг. Конкуренция в этих категориях не зашкаливает, и еще не поздно начать там работать и растить рейтинг исполнителя на фриланс-площадках.
- На фрилансе можно зарабатывать, если вы – квалифицированный специалист в своей области либо готовы учиться и постоянно профессионально развиваться. Вакантных мест на работу, не требующую проф.навыков, на фрилансе уже не осталось.
- Такие экстра-востребованные категории на зарубежном рынке как аналитика больших данных, социальный видео-маркетинг, технический рекрутмент и другие направления еще даже не открыты для массовой работы на фрилансе в рунете. Рынок растет и будет расти. Присоединяйтесь, чтобы расти вместе с ним и с Kwork. К слову, в первой половине 2020 года на Kwork появится много новых рубрик. Но об этом в следующих статьях.
Ребят, ну что за адовые графики, обратиться к дизайнеру не вариант было?)
@Александр, видимо, нам важнее ехать, а не шашечки )
@Алексей (администрация Kwork),
+
Спасибо за интересные данные!
Обратил внимание на то, что сейчас на kwork средний доход в месяц вырос.
Еще (по крайней мере в категориях моих кворков) стало легче получать заказы. Не надо уже так как раньше охотиться за каждым клиентом, чаще сами приходят.
Средний чек заказа правда немного просел, но как писал, самих заказов стало больше.
Радует то, что на бирже все больше заказчиков из соседних стран.
Спасибо за статью!
@seo-analytics, рады, что наша статья вам понравилась! Снижение среднего чека, конечно, расстраивает, но таковы реалии рынка. Чем больше конкуренция — тем более лояльны цены по отношению к покупателям. На них влияет множество факторов. Но, разумеется, опытные, квалифицированные специалисты в любом случае не останутся в минусе.
Я так понял работы будет больше и заработка тоже? Это хорошо.
Только не урезайте наши заказы в пользу новичков или непрофессионалов. Нас выбирают заказчики не просто так, а за то что мы умеем работать. Мы ведь сами себя никому не предлагаем. Нас выбирают. )))
@Эльшан, ну что вы, мы ни в коем случае не урезаем заказы одних продавцов в пользу других. Наш сервис работает по принципу свободной и справедливой конкуренции, покупатели выбирают продавцов на основании оценки рейтинга, отзывов, визуального оформления кворка и другим параметрам. Грамотный и надежный специалист никогда не останется не у дел.
Люблю такую статистику! Обязательно изучу еще раз внимательнее.
@Оксана, рады, что наша статья вам понравилась, благодарим вас за комментарий!
Записал видео обзор статьи https://youtu.be/RdYq2QObdGw
Новичкам на сайте трудно получить заказы также как трудно разместить портфолио.Ничекнго подобного я не говорила А портфолио заходишь в кворк и его нет абсолютно и где его искать ау??????
@Татьяна, опубликовать портфолио вы можете на странице https://kwork.ru/portfolio, ваши работы будут отображаться на странице аккаунта и будут доступны к просмотру любого пользователя.