Рассказываем, зачем вашему бизнесу конкурентный анализ и как его провести максимально эффективно.
Знание своих соперников с точки зрения их сильных и слабых сторон, стратегий и подходов может стать определяющим в достижении успеха. Предлагаем вместе с нами разобраться с тем, что такое конкурентный анализ, какая у него цель, почему он необходим и как его провести, чтобы выделиться и стать номером один.
Что такое анализ конкурентов
Анализ конкурентов — это изучение соперников на рынке, которое помогает выявить основных конкурентов и сравнить их бизнес-стратегии со своими.
Проведение такого анализа помогает понять, чем занимаются ваши конкуренты, какие услуги предоставляют, какие продукты продают и какие маркетинговые стратегии применяют, чтобы выделяться на рынке и увеличивать продажи.
Цель конкурентного анализа — получить ключевую информацию о конкурентах и сравнить ее с результатами вашего бизнеса. Это поможет разработать эффективную стратегию достижения конкурентного преимущества и привлечения бóльшего числа клиентов.
10 причин проводить анализ конкурентов
Несмотря на то, что анализ конкурентов в первую очередь действительно помогает понять, что же делают ваши соперники на рынке, он имеет массу преимуществ лично для вас и вашего бизнеса. Анализ конкурентов поможет:
- Оценить ваши сильные и слабые стороны
Понимая, как работают ваши конкуренты, вы сможете определить, в чем они превосходят вас, и где вы могли бы улучшить свою собственную деятельность.
- Определить ваши потенциальные возможности
Определив сильные и слабые стороны конкурентов, вы сможете понять, в какие ниши стоит заходить, а каких лучше избегать.
- Принимать обоснованные решения
Понимая стратегии и цели ваших конкурентов, вы сможете предвидеть их дальнейшие шаги и будете готовы действовать.
- Определить тенденции и потребности вашей отрасли
Постоянно оценивая конкурентов, вы сможете оставаться в курсе новых тенденций и нацеливать свой продукт на решение актуальных проблем ваших покупателей.
- Разработать и постоянно улучшать свое УТП
Анализ конкурентов помогает определить, что делает ваш продукт уникальным. Изучая игроков рынка, можно улучшить собственное предложение, чтобы привлечь и удержать больше клиентов.
- Определить конкурентоспособную цену
Изучение ценовой политики конкурентов позволит определить оптимальную стоимость продукта. Это поможет не только конкурировать на рынке на основе цены, но и вовремя поднимать ставки.
- Открыть для себя новые способы коммуникации с клиентами
Анализ конкурентной среды помогает узнать, какие способы коммуникации применяют ваши конкуренты для общения с клиентами. На основе их опыта можно найти новые и эффективные пути коммуникации с покупателями ваших продуктов, улучшить клиентский сервис и повысить уровень удовлетворенности клиентов.
- Узнать, как лучше продвигать свои продукты и услуги
Изучение стратегий и тактик маркетинга конкурентов поможет понять, как эффективно продвигать ваш бизнес. Это позволит создать уникальные и рабочие маркетинговые кампании для привлечения новых клиентов.
- Занять вакантное место на рынке
Вы можете обнаружить ниши или вакантные места на рынке, которые не заняты конкурентами. Это даст больше возможностей для роста и развития вашего бизнеса.
- Избежать ошибок
Изучение ошибок, совершаемых конкурентами, поможет избежать собственных неудач. Можно учиться на чужом опыте и принимать более обоснованные решения, чтобы не повторять те же ошибки, что и конкуренты.
Как провести анализ конкурентов
Конкурентный анализ сравнивает маркетинговые подходы, продукты, цены, сильные и слабые стороны конкурентов и другие факторы. Он действительно имеет массу преимуществ, так что давайте разберемся, как же провести этот анализ.
- Определите конкурентов
Прежде чем начать анализ, сначала нужно определить, с кем именно вы играете на одном поле. Конкуренты могут быть:
- Прямые – те, кто предлагает такие же или аналогичные продукты и услуги, что и ваша компания. Они работают на том же рынке и на ту же целевую аудиторию.
Например, если вы владелец кофейни, вашими прямыми конкурентами будут все ближайшие кофейни. А если у вас есть свой онлайн-магазин одежды, прямые конкуренты – другие онлайн-магазины одежды, предлагающие аналогичный товар.
- Косвенные – те, кто продает другие товары и предлагает другие услуги, но работает с вашей целевой аудиторией. То есть ваш продукт может отличаться от продукта конкурента, но при этом удовлетворять одни и те же потребности покупателя.
Например, у вас есть мобильное приложение для фитнеса. Прямыми конкурентами будут все другие аналогичные приложения. А вот косвенные конкуренты – фитнес-клубы и тренажерные залы. Вы предлагаете разные услуги, но закрываете одну потребность.
Поиск и определение всех конкурентов не столько сложный, сколько трудоемкий процесс. Так что на этом этапе вы можете сэкономить время, делегируя сбор информации исполнителям на Kwork.
- Изучите ценностное предложение конкурентов
Теперь, когда вы знаете, кто ваши конкуренты, важно понять, что они собой представляют, и что предлагают своим клиентам.
Ценностное предложение — это кратко сформулированная польза для покупателя. Обычно в таком предложении обобщаются преимущества продукта или услуги и причины, по которым покупатель захочет выбрать конкретную компанию. Эту информацию чаще всего пишут в разделе «О компании», так что смело ищите ее на сайтах конкурентов.
Изучая ценностное предложение конкурентов, ответьте на вопросы:
- Какие ключевые ценности они предлагают клиентам?
- Какие проблемы решают их товары или услуги?
- На какие болевые точки покупателей они давят?
- Какие потребности закрывает их продукт?
- Какой результат получают покупатели, используя их продукт?
- Изучите ценовую политику
Исследуйте ценообразование конкурентов, включая скидки и акционные предложения. Сделать это вам помогут ответы на вопросы:
- Какие цены предлагают конкуренты за свои товары или услуги? Являются ли эти цены низкими, высокими или средними на рынке?
- Какую стратегию ценообразования они используют? Предлагают фиксированную цену, сезонные скидки, акции или у них динамическое ценообразование?
- Какой уровень качества и сервиса предлагает конкурент?
- Какие преимущества или дополнительные услуги предоставляют конкуренты за свою цену?
- Как меняются цены конкурентов?
- Какие каналы продаж они используют?
Анализируя ответы на эти вопросы, вы сможете лучше понять, как конкуренты формируют свою ценовую политику и как она отличается от вашей. Это поможет определить вашу конкурентоспособность, принять решение об изменении цен, создании новых предложений или улучшении качества и сервиса.
Сделать это быстро и качественно можно с помощью фрилансеров, которые проведут анализ полученной информации и предоставят результаты в удобном для вас виде.
- Изучите маркетинговую стратегию
Оцените, как конкуренты позиционируют себя на рынке и каким способом продвигают свои продукты или услуги:
- Какие виды платной и бесплатной рекламы использует конкурент?
- Сотрудничает ли он с инфлюенсерами? Кто эти лидеры мнений?
- Использует ли конкурент партнерский маркетинг? Каким образом он его применяет?
- Какие маркетинговые каналы использует конкурент?
- Какой тип контента он использует для органического продвижения своих товаров или услуг?
- Проведите SWOT-анализ
SWOT-анализ — это инструмент по выявлению сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, существующих в конкурентной среде. Он поможет упорядочить и оценить все, что вы узнали о конкурентах.
Примерный список вопросов, который поможет провести SWOT-анализ
SWOT-анализ станет финальным штрихом в анализе конкурентов и поможет вам понять свое положение на рынке, а также разработать собственную эффективную стратегию достижения успеха.
Конкурентный анализ – не разовая задача, а регулярный процесс. Да, он занимает много времени и сил, но точно стоит того. Тем более мы знаем, как максимально упростить каждый этап.
Делегируйте фрилансерам на Kwork:
- Поиск информации о конкурентах
- Ведение сравнительных таблиц в Excel
- Любую интеллектуальную и рутинную работу, которая будет необходима для проведения анализа
Или сразу закажите полноценный Анализ конкурентов у профессионалов.
Не забывайте периодически обновлять свои исследования, чтобы оставаться в курсе того, что происходит на рынке, замечать новых конкурентов, приспосабливаться к изменениям и постоянно расти. Желаем успехов!