Андрей Бобков mini cover

В октябрьском интервью мы поговорили с продавцом-профессионалом на Kwork Андреем Бобковым. Андрей приоткрыл завесу тайны над работой автора комедийного жанра, поделился главными составляющими хорошего сценария и рассказал о том, как развить чувство юмора и научиться шутить.

Досье

Андрей Бобков (@Carpediembob) — сценарист, стендап-комик, импровизатор

Город: Москва

На Kwork с 2019 года

Андрей, на вашей странице в Kwork вы написали, что вы сценарист, стендап-комик, импровизатор и финалист проектов от Comedy Club Production. Это впечатляет! Расскажите, с чего все началось? Когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с юмором?

Это началось в университете. Я учился на 2 курсе, и мой друг предложил мне поучаствовать в студенческом КВН. В тот момент я даже представить себе не мог, что могу выйти на сцену, и максимум готов был помогать в чем-то за кулисами. В итоге в КВН я так и не пошел, зато мы с другом создали YouTube-канал и начали снимать короткие юмористические ролики. В тот момент произошел какой-то творческий сдвиг в моей жизни, разделив ее на до и после. Я впервые понял, что, оказывается, можно заниматься чем-то интересным, получать от этого удовольствие, а в будущем еще и зарабатывать на этом. Вот тогда была точка отсчета, после которой я подумал, что может быть у меня что-то получится в юморе.

А как вы представляли свою карьеру до 2 курса?

Я учился на социолога и вообще не представлял, чем я буду заниматься. В моей голове вырисовывалась довольно стандартная схема: получу высшее образование и пойду работать куда-нибудь в офис. И эта схема меня совсем не смущала. Так и получилось — после университета я устроился работать по профессии. Работу воспринимал как должное, а то, что мне действительно нравилось находил вне работы — писал стендап-монологи, выступал на открытых микрофонах.

Получается, вы работали и параллельно занимались любимым делом. В какой момент вы задумались о фрилансе?

У меня было много свободного времени и просто в какой-то момент я задумался: а почему бы не попробовать писать на заказ? У меня уже был опыт в этом и я чувствовал уверенность в том, что смогу помочь людям, которые делают свои первые шаги в жанре комедии. Нашел Kwork, зарегистрировался и начал получать первые заказы на написание стендап-монологов. Чуть позже я ушел с работы, и в разгар пандемии и локдауна передо мной встал выбор — либо снова устраиваться на официальную работу, либо развивать то, что я уже начал на фрилансе. Я выбрал фриланс и спустя время могу сказать, что не прогадал.

Профиль Андрея на Kwork

Сложно ли было в начале, когда вы только зарегистрировались и еще не получили первые заказы?

Если честно, то да, потому что это в любом случае риск, тебя одолевает страх неизвестности и «а вдруг не получится». Помню свой первый заказ, я тогда буквально подбирал каждое слово, чтобы не потерять клиента, потому что среди всех он выбрал именно меня, новичка на платформе, без отзывов и заказов. Но опять-таки спустя время я понимаю, что вот этот страх, ожидание первого заказа, волнение, все это нужно пройти каждому начинающему специалисту, чтобы потом оказаться там, куда он хочет в итоге прийти.

Андрей, на первый взгляд может показаться, что писать комедийные монологи — это очень легко: если есть чувство юмора, то и шутки придумать несложно. Расскажите, как все обстоит на самом деле?

Действительно, так или иначе юмор присутствует в жизни каждого из нас, каждый может пошутить или рассказать анекдот, поэтому и кажется, что это легко. Однако это такая жизненная сторона юмора, а есть сторона ремесленная. И только когда начинаешь заниматься этим профессионально, начинаешь понимать, что у шутки есть структура, алгоритмы и формулы построения. Чем дольше ты находишься в этой сфере, тем больше ты понимаешь, что юмор — это математика, и начинаешь разбираться, как это все устроено.

То есть юмор — это навык, которому можно научиться?

Да, я убежден в том, что юмор — это мышца, которая прокачивается. Если у человека есть изначальный задаток в виде чувства юмора, его можно развить в профессиональной области, приложив определенные усилия. Понимаете, комедия — вещь субъективная. Шутка никогда не будет смешной абсолютно для всех, но она всегда найдет свою аудиторию. Поэтому успех в жанре комедии, как и в любой другой сфере, — вопрос затраченных часов на изучение основ, оттачивания навыков в практике и упертости.

Как вы прокачали свою юмористическую мышцу? Можете дать совет тем, кто хочет попробовать себя в жанре комедии?

Знаете, есть одаренные люди, у которых что-то очень легко получается. Так вот, это не я. Я понял, что мой путь — это усердная работа. Но даже самые одаренные люди прикладывают очень много усилий, чтобы чего-то добиться.

Сначала нужно ознакомиться с теорией, понять, как все устроено. Советую прочесть книги:

  1. Джуди Картер «Библия комедии»

Благодаря этой книге я впервые вышел на сцену с собственным стендап-монологом. В книге есть глава, в которой автор просит дать обещание самому себе, что ровно через 2 недели вы выступите на сцене. Я пообещал, написал монолог и через 2 недели выступил.

  1. Стивен Розенфилд «Ухожу в Stand Up!» под редакцией Дениса Чужого

Эта книга классно адаптирована именно под наши реалии, учитывает наш менталитет и культуру.

Овладев базой, я стал принимать участие в различных кэмпах и интенсивах. Это такие места, где собираются начинающие комики, и к ним приставляется опытный профессионал. Вы на протяжении нескольких дней изучаете, как работает шутка, делаете ошибки, понимаете, как их исправить.

Кроме того, я сам регулярно выступаю. Это самый доступный способ понять свои ошибки и двигаться в правильном направлении. Теоретической базой может овладеть любой, но стать профессионалом, повторюсь, как в любой другой профессии, можно только на практике.

Еще советую смотреть больше выступлений комиков. Я не буду советовать кого-то конкретного, потому что это будет вкусовщина. Но если вы хотите понять, как работает юмор, вам нужно выбрать какой-нибудь сольный концерт комика, который вам нравится. Посмотреть его один раз, посмеяться. Посмотреть его второй раз, снова посмеяться. А в третий раз начинать записывать шутки и разбирать их на составляющие, понимать, как они построены. Это будет кропотливая работа отличника, но эта работа будет суперполезной для того, чтобы новые знания отложились в голове.

Андрей, насколько сложно писать шутки на заказ? Ведь одно дело — писать для себя о своем личном опыте и совсем другое дело — писать для незнакомого человека.

Да, действительно, это совершенно разные вещи. Обычно при заказе, например, стендап-монолога покупатель дает тебе исчерпывающую информацию о себе — имя, город, возраст. Чтобы выполнить такой заказ максимально качественно, этих вводных недостаточно. Иначе получатся общие шутки, которые мог бы рассказать любой человек, а значит они теряют свою уникальность. Для жанра комедии это большой минус. Поэтому я всегда задаю дополнительные вопросы, которые помогут мне персонализировать то, что я буду писать для клиента:

  • я спрашиваю, какие темы близки, что происходит в жизни у человека, чем он готов поделиться с другими;
  • также мне важно узнать отношение человека к определенным темам, потому что стендап — это про то, что человека радует или раздражает, что его будоражит, что для него страшно или странно и так далее;
  • затем я прошу рассказать мне какую-то историю, связанную с конкретной темой. Потом эта история может лечь в основу монолога;
  • иногда я прошу прислать фотографии, чтобы иметь визуальную опору для шутки.

Чем более личную почву для материала мне даст человек, тем качественнее и проработаннее будут шутки, поскольку это будут его личные истории. Другие люди будут чувствовать, что все, о чем говорит человек, — это правда, что это его материал, его личная боль и личные переживания на разные темы.

Отзывы о работе Андрея на Kwork

Итак, покупатель предоставил вам все данные. Как происходит ваша работа над заказом, как запускается вот этот процесс написания шутки?

Я собираю все вводные в отдельный документ, сажусь и начинаю смотреть на каждый тезис, одновременно подбирая, где та или иная схема построения шутки будет органична. Например, можно построить шутку с использованием трехходовки. Это когда идет перечисление чего-то: первое, второе, а третье вызывает эффект неожиданности, удивляет и ломает всю структуру, вызывая смех. И вот таким образом, примеряя тот или иной подход, я и начинаю писать.

Насколько важно вдохновение в такой творческой работе?

Раньше я садился за работу только когда был вот этот творческий порыв. Но я очень быстро понял, что вдохновение — очень нестабильная штука, и нужно уметь перебороть себя, просто сесть и начать писать. Конечно, бывают моменты, когда совсем не пишется, но надо, заказы ведь ждать не будут. И я для себя придумал 3 способа, которые мне помогают справиться с боязнью чистого листа и прокрастинацией:

  • Я всегда пишу от руки. Это помогает сконцентрироваться и начать хоть что-то писать.
  • Если ничего в голову не приходит, я обязательно переключаюсь на что-то другое. Не пытаюсь себя заставлять, а просто выхожу прогуляться или сделать себе чашку кофе. Освежаю голову, а потом возвращаюсь к работе.
  • Если застопорился на конкретной теме, то временно перехожу на другую, которая до этого хорошо шла. То есть, например, есть рабочая шутка, которая всех смешит. Я снова возвращаюсь к ней и пытаюсь писать на ее основе.

Когда есть что-то, что ты уже сделал круто, это напоминает тебе о том, что ты умеешь. И если один раз получилось, значит получится снова.

Для каких целей ваши покупатели на Kwork заказывают комедийные тексты?

Стендап-монологи часто заказывают для выступлений на открытых микрофонах или для кастингов в проекты. Был один случай, когда я написал клиенту шутки для участия в кастинге, в итоге он прошел, а я со своими шутками — нет. Это было забавно!

Также сейчас очень набирает популярность такой жанр, как прожарка. Это жанр юмора, в котором колко шутят про оппонента. Прожарку часто заказывают на свадьбы и дни рождения, когда хотят привнести разнообразия в подобные мероприятия.

А как часто к вам обращаются за написанием сценариев?

В последнее время очень часто. Активно заказывают сценарии для рекламы на ТВ, в YouTube и даже на радио. Отдельно я бы еще выделил заказы сценариев для видеороликов на личные каналы в YouTube, TikTok и другие соцсети. В моем портфолио есть сценарии для блогеров-миллионников в TikTok, например, Карина Кросс и Сорокин; рекламный ролик для компании BlueSleep; комедийно-познавательные ролики для канала-миллионника Доктор Гнус в YouTube; имиджевый ролик для холдинга Металлоинвест, которым я особенно горжусь.

Что обязательно нужно учесть автору при написании сценария, например, для видеоролика в TikTok?

Важно учитывать алгоритмы каждой платформы. У TikTok свои алгоритмы:

  • во-первых, длительность ролика не должна быть слишком большой. Идеально — от 8 до 12 секунд;
  • во-вторых, видео должно быть динамичным.
  • в-третьих, ролик должен зацепить зрителя с первых секунд, а в конце рассмешить или удивить.

А вот, например, на YouTube немного иначе, так как там видео гораздо длиннее, чем в TikTok. Первые секунды также очень важны, однако на YouTube необходимо держать интерес на протяжении всего ролика. Часто блогеры закидывают крючок в самом начале видео, пообещав рассказать что-то в конце. Например, можно дать промокод на скидку или сделать какой-то важный анонс. Это стимулирует зрителя досмотреть видео до конца.

И, конечно, каким бы ни был сценарий, он не будет работать на некачественной картинке. Зритель решает, будет ли он смотреть ваш ролик в течение первых секунд. Поэтому видео должно быть снято на высоком уровне.

А какие главные составляющие хорошего сценария для рекламного ролика?

Главное, что должен делать любой хороший сценарий — вызывать эмоцию и провоцировать человека на эту эмоцию.

Второе — рассказанная история должна быть продуманной и реалистичной, зритель должен поверить в то, о чем вы пишете.

И третья составляющая хорошего сценария — это живые персонажи и диалоги. Все это поможет создать рекламу, которая удержит внимание зрителя и выполнит свое главное предназначение — продаст продукт.

Когда вы смотрите видео в соцсетях или рекламные ролики, оцениваете их с профессиональной точки зрения?

Знаете, если я не оцениваю и просто наслаждаюсь просмотром, значит ролик действительно классно сделан. Если я начинаю оценивать, анализировать и рассуждать, как бы я это сделал, значит меня как зрителя не смогли зацепить и отвлечь от моей профдеформации. Зато это неплохая разминка для мозга!

Андрей, в начале интервью вы давали советы для тех, кто хочет изучить жанр юмора и комедии. Можете что-то посоветовать для начинающих сценаристов?

Советую прочесть следующие книги:

  1. Сид Филд «Киносценарий: основы написания»
  2. Скотт Седита «Восемь комедийных характеров. Руководство для сценаристов и актеров»
  3. Блейк Снайдер «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства»

И рекомендую паблик в VK «Скандально неизвестная сценаристка». Там публикуются подкасты и различные видео по сценаристике.

Все, что я перечислил выше, даст базу и опору на начальных стадиях. Дальше все будет зависеть только от внутреннего стимула. Если вы готовы самостоятельно обучаться без тренера, коуча, лектора и преподавателя, без домашних заданий и ответственности перед кем-то, кроме себя, тогда это ваш путь!

Блиц

О чем вы мечтаете как сценарист?

Написать сценарий для полного метра. Даже скорее цель, а не мечта.

Тогда какая цель у вас как у стендап-комика?

Сольный концерт в многотысячном зале.

Что вас вдохновляет?

Люди, музыка и кино.

Вам нужно постоянно писать, чтобы поддерживать себя в тонусе?

Да, регулярно что-то пишу, даже не представляю, какого это — не писать, например, пару месяцев.

Вы регулярно пишете, потому что надо, или потому что хочется?

Это внутренняя потребность. Пишу постоянно, потому что просто не могу без этого.

Оставьте свой комментарий

обязательно
обязательно
необязательно