Часто встает вопрос: реально ли людям творческих профессий зарабатывать на фрилансе? Сегодня мы смело отвечаем — реально. А в качестве иллюстрации представим вам историю успеха одного из лучших продавцов в направлении анимации и работы со звуком. Встречайте: Олег Годунов (godunov-music), обладатель рейтинга «Профессионал» на Кворк.

Олег не всегда был фрилансером

Я работал в геологической компании. Занимался графическим оформлением разного материала. Простора для творчества там абсолютно точно не было. Рутинная работа. Но кое-какие навыки, которые мне сейчас помогают в сфере графики, все же удалось приобрести. Мечта работать дома и по своему графику была давно. После небольшого незапланированного отпуска (вследствие увольнения) я начал искать работу на фултайм. На тот момент у меня было два направления: написание музыки и дизайн. Разумеется, работу в Саратове, связанную с написанием музыки, было найти очень сложно. Поэтому пришлось остановиться на дизайне.

Я по прежнему вижу наружную рекламу такого плана: желтый фон, красные буквы, которые непропорционально растянуты по ширине и по высоте. Это у нас называется дизайн. За который берут деньги.

Пополнять ряды подобных «дизайнеров» не хотелось. Постепенно стали появляться разовые заказы через друзей и знакомых. Окончательно я сказал себе «Все. Хватит», когда заработал $100 (это был 2011 год, доллар стоил в 2 раза меньше, чем сейчас), написав музыку для рекламного ролика. Потратил я на это около двух часов. И тогда я понял, что вряд ли теперь смогу принять саму идею работы за $400 в месяц. Так что решение уйти на фриланс назревало давно и было обдуманным, а увольнение сыграло мне только на руку.

Иногда мы не готовы самостоятельно выйти из зоны комфорта и случаются такие повороты, которые вынуждают нас искать выход из ситуации. А мы получаем бесценный опыт.

Обратно в офис Олег возвращаться не планирует

На постоянную занятость меня точно не тянет, т.к. у меня дома сейчас профессиональная студия звукозаписи и в ближайшее время появится еще и видео студия. Сейчас я занимаюсь озвучкой и графикой: делаю аудиоролики с авторской музыкой, джинглы, а также создаю анимационные ролики под ключ, пишу музыку/биты на заказ. У нас в городе найти достойную зарплату в этой сфере просто невозможно. А переезжать в Москву, обладая всем необходимым для работы у себя под рукой, я не вижу никакого смысла. У меня сейчас 99% клиентов по удаленке. Заказы из своего города — это скорее помощь друзьям и знакомым, не более. Коммерческой выгоды я с них практически не получаю.

О сравнительной эффективности работы на фрилансе и в офисе

Дисциплина — это основа любой работы. А самодисциплина — это принцип жизни, который отражается не только на работе, но и на мышлении и организме. Мне очень сложно раскачаться и начать. Самый первый шаг дается тяжело. Но когда я вхожу в нужное состояние, меня уже не остановить. Я не сторонник полумер. Если я отдыхаю, значит ничем другим не занимаюсь. Делаю это целенаправленно. Если я работаю — это значит, что я могу просидеть всю ночь, до 4, 8, 10 утра. Но такой мой заход будет намного эффективнее, чем если бы я уделял работе по нескольку часов в день. Я проверял. Самое эффективное состояние, когда кроме реализуемой задачи, ты не думаешь ни о чем другом. В этом плане ночь для меня идеальное время. Никто не звонит, не пишет, не отвлекает.

Самодисциплина очень хорошо вырабатывается при помощи смс о зачислении денежных средств на ваш счет.

Раньше у меня висели 2 маркерных доски с задачами, которые нужно было выполнить. Сейчас все это перекочевало в электронные заметки.

Чтобы научиться распределять нагрузку вам нужно понять к какому типу людей вы относитесь. Если вы легко переключаетесь между задачами, то вы можете расписать себе весь день поминутно и придерживаться графика. Или выбрать одну задачу и заниматься в течении нескольких часов или всего дня только ей. Я отношусь ко второй категории. Долго запрягаю, но быстро еду.

И о мотивации к работе

Вы должны искренне любить свое дело. К примеру, музыка, озвучивание и анимация — это те области, которыми бы я все равно занимался, если бы мне не нужно было зарабатывать. Мне это очень нравится. Вам нужно найти то, что разжигает в вас творческий огонь. Если вы ненавидите свою сферу деятельности, как бы вы себя не мотивировали и не дисциплинировали, кроме истощения и депрессия вы ничего испытывать не будете. Не занимайтесь самообманом.

Потратьте время на самоопределение. Это также серьезно, как выбор ВУЗа, в который вы собираетесь пойти учиться.

А вдохновиться в числе прочего помогают уроки, интервью со специалистами из вашей области и не только, прикладная литература, ну и разумеется хорошая музыка и кино, куда же без них.

Как сформировать привлекательное портфолио, если ваше направление работы — чистый субъектив

Сейчас огромное количество направлений и стилей. Есть общие тенденции, которые актуальны на определенном этапе времени. Это касается и анимации и музыки. Вот за этим нужно следить. Я не говорю, что нужно слепо копировать. Но нужно «быть в теме».

Также очень важно слушать пожелания заказчика. Иногда клиент не способен оценить ваш дизайн, так как раньше с подобным визуальным решением он просто не сталкивался. Он просто не видел, что вот так сейчас рисуют и анимируют. Новое пугает, особенно клиентов советской закалки. Нужно уметь объяснять почему вы выбрали именно эти цвета, именно эту геометрию и такой способ анимации, когда демонстрируете эскизы/заготовки.

Не бойтесь лишний раз себя критиковать. Если вам что-то не нравится, вполне возможно, что заказчик испытает то же самое чувство.

Развивайте свой вкус. На youtube есть огромное количество классных роликов. Смотрите анимационные музыкальные клипы. Пытайтесь разобраться как тот или иной момент реализован технически.

То же самое с музыкой. Сейчас огромное количество каналов, пабликов, порталов. Все структурировано по стилям и направлениям. Есть огромное количество туториалов. С youtube обучение сейчас эффективнее в сотни, а то и в тысячи раз!

Помните, что по сути, мы создаем из того, что аккумулировал наш мозг на протяжении многих лет. Но если вы ничего не аккумулировали, то и вдохновению, и идеям неоткуда взяться.

О том, как получать повторные заказы

На данный момент у меня 31% повторных заказов. Почти треть. Вот мои основные принципы на примере анимационных видеороликов:

Предложите полный пакет. Поскольку я освоил все этапы создания анимационного ролика от сценария и эскизов до озвучивания, дизайна и анимации, да к тому же есть нехилый багаж авторской музыки, накопившийся за многие годы, я могу себе позволить сделать что-то дополнительно. К примеру предоставить музыку бесплатно или сделать несколько вариантов дизайна/анимации конкретной сцены. Доозвучить какой-то текст или скорректировать сценарий, если это требуется. Мне не нужно платить посредникам за это, т.к. я все делаю сам. Всегда нужно стараться сделать продукт лучше, ведь он пойдет в портфолио.

Разбивайте на этапы. Не стоит слишком уходить в творчество и делать всю работу без согласования с клиентом каждого этапа. Лучше разбить работу на сегменты:

  1. Утверждение сценария
  2. Озвучивание
  3. Раскадровка/скетч, эскизы, черновой дизайн
  4. Финальный дизайн
  5. Анимация

Клиент обязательно увидит и оценит, что вы серьезно подходите к делу и с большой вероятностью обратится к вам снова. К тому же работа становится упорядоченной.

Поработайте на портфолио. Если вы недавно стартовали в своей области, то вам нужно набить портфолио. И если вам предлагают интересный проект с небольшим бюджетом, но вы понимаете, что подобной работы у вас в портфолио нет, вам это интересно и вы такого еще не делали — соглашайтесь! Поверьте, меня несколько раз выручал ролик, который я сделал за более чем скромную оплату. Но это единичные моменты, не стоит практиковать это постоянно. Делайте так только в случае, когда проект вам действительно интересен и вы понимаете, что можете его круто реализовать! С высокой вероятностью, такой кейс потом окупится неоднократно: привлечет новых клиентов и увеличит вероятность выбора вашей кандидатуры при ответе на проекты от заказчиков.

Старайтесь избегать заказчиков, неверно оценивающих работу. Это самое сложное на начальном этапе. Но это правило сэкономило мне очень много времени, сил, а главное, нервов. Бывает, что люди хотят за 500 рублей трехминутное музыкальное видео. Или озвучить аудиокнигу объемом 100 страниц за 1000 р. На начальном этапе некоторым хочется браться за все, особенно когда катастрофически не хватает денег. Но поверьте, лучше взять один хороший заказ за неделю, чем 6 (в сумме эквивалентных по стоимости) сомнительных. В итоге вы просто ничего не успеете, сорвете сроки, потратите нервы, а самое неприятное, получите негативный отзыв. Здраво оценивайте свои силы.

Мониторьте рынок цен. Не стоит демпинговать, ведь в таком случае солидный заказчик не воспримет вас всерьез. А вы так и застрянете на уровне низкобюджетных проектов. Вы должны знать хотя бы примерные расценки в вашей сфере. А заказчик с широкими финансовыми возможностями вероятнее доплатит вам за первоклассное исполнение, если для него качество в приоритете.

Поделюсь очень важным техническим моментом, который касается именно роликов с закадровым голосом. Сначала всегда делается озвучивание, чтобы была привязка по времени и можно было разбить сцены! Только потом уже на это «сажается» анимация.

Рекомендую запомнить раз и навсегда. Сначала озвучивание, а потом анимация.

Часто сталкиваюсь с тем, что ко мне обращаются клиенты, которые просят озвучить уже готовый ролик. Естественно, я просто физически не успеваю прочитать большой абзац текста и вписать его в 5-и секундный фрагмент анимации, который сделал моушн-дизайнер.

О ценообразовании

У меня цены все же ниже рыночных, так как нет посредников. Но сейчас уже есть некая планка бюджета, ниже которой я не работаю. Стоимость зависит не только от хронометража, но и от сценария, и дизайна. Все подбирается индивидуально. Обычно я сразу выделяю для себя самые сложные моменты и на это делаю наценку. Или наоборот, снижаю цену, если вижу, что ролик должен получится несложный. Есть базовая привязка стоимости к хронометражу и она уже дополняется, исходя из нюансов конкретного заказа.

Советы молодым фрилансерам

  • Сосредоточьтесь на одной сфере и качайте один кворк, чтобы получить высший рейтинг. Тот кворк, про который вы можете сказать: «Вот это я делаю лучше всего!». Вот его и качайте. Но это не мешает вам разместить и другие кворки. Кворк с высшим рейтингом даст вам первый стабильный поток заказов, в зависимости от ниши, которую вы выбрали. А далее по такому же принципу остальные кворки.
  • Реально оценивайте сроки. Кворк не даст вам расслабляться при помощи системы отчетов и напоминаний. Но лучше заранее прикидывайте свои силы и делайте поправку на «собачка заболела», «сломалась сантехника», «свет отключили».
  • Умоляю вас! Не поленитесь и сделайте, либо закажите, нормальный дизайн для оформления своего кворка — это ваша визитка, лицо. Это должно выглядеть красиво и привлекательно.
  • Вежливо общайтесь с клиентами. Вам же неприятно, когда грубит официант или продавец консультант пренебрежительно с вами общается? Вы не на базаре, помните об этом. Вас взбесил конкретный заказчик? Прооритесь в подушку, а потом спокойно ему ответьте. Проверено — работает!
  • Не слушайте людей, которые в вас не верят или скептически относятся к вашей деятельности. И никому ничего не доказывайте. Вы делаете это для себя! Без разницы кто и что о вас думает. Если вы чувствуйте, что это «ваше» и ни капли не сомневаетесь, что хотите уйти на фриланс — действуйте! Лузеров и завистников вы не переубедите. В вашем случае остается только работать над собой и прокачиваться!
  • Вкладывайте в свое развитие. Сейчас много онлайн курсов, которые помогут быстрее войти в ритм и направят вас в нужное русло, нежели вы сами будете осваивать все с нуля, собирая карту сокровищ из миллионов маленьких фрагментов. Скилл остается с вами навсегда, поэтому за это платить не жалко. Представьте, что вы купили себе крутой имплант, который расширяет ваши возможности.
  • Следите за здоровьем. Высыпайтесь. Если этого не делать, поверьте, эффективность работы будет очень низкая. Вы и есть ваш рабочий инструмент! Так поддерживайте его в хорошем состоянии, заботьтесь о нем!

Кейс из жизни «Работа с московским маркетинговым агентством»

Был один случай, когда ко мне обратилось московское рекламное агентство. Очень напряженное сотрудничество получилось, с множеством согласований. Но в итоге, всю работу от начала и до конца делал я. Все что предоставили они — это ТЗ составленное по брифу.

Что мы имеем по факту. Клиент обратился в агентство. Агентство нашло исполнителя на Кворке. Прилепило к стоимости моей работы все свои затраты, включая ЗП сотрудников которые вообще не принимали участия в данном проекте. Потом к стоимости прибавился московский коэффициент. Что в итоге? Астрономическая сумма для заказчика.

А что мешало просто найти исполнителя на Кворке? Получить ту же работу в разы дешевле. И быстрее, что немаловажно.

Могут ли агентства предложить что-то, чего не может сделать фрилансер? Да. Можно приехать к ним в офис и кофе попить.

Я не говорю, что все агентства так работают. Бывают очень крутые команды. Но опять же, если вы не хотите переплачивать, я думаю, стоит обращаться напрямую к исполнителям. У нас же многие заказывают товары из Китая, чтобы не платить наценку местных продавцов. Тут похожая ситуация. Из цепочки просто удаляются лишние звенья.

 

11 комментариев

    Ох ребята, тернист и опасен ваш путь в сторону негатива к Агенствам.
    Можно сто пятьсот примеров привести, по которым фрилансер это болото для конечного заказчика.
    Не защищаю Агенства, меня тоже бесят когда они на Kwork мои услуги заказывают, выносят мозг, жмут цену, а потом с покерфейс продают эту услугу с накруткой заказчику.
    Но это не значит, что все Агенства таки. Есть огромное количество профессиональных Агенств, которые могут дать полный комплекс услуг для бизнеса. Ни одна фриланс площадка, не способна дать инструменты для масштабирования конечного Заказчика. Фриланс это шаг, ступенька, на пути к Агенству. Как фрилансеры могут себя сравнивать с процессом? Что вы знаете про KPI SLA NDA ? Большая часть исполнителей существует в вакуме, который не несет ни какой пользы для серьезных проектов.

    Ответить

    Олег ответил

    @Sergey, мы поняли ваш тезис )):
    1) «Фрилансер это болото для конечного заказчика.»
    2) «Ни одна фриланс площадка, не способна дать инструменты для масштабирования конечного Заказчика. Фриланс это шаг, ступенька, на пути к Агенству.» — я бы добавил: «жалкая, шаткая ступенька к величайшему, незыблемому, святому, не побоюсь этого слова, Агентству (с большой буквы)».
    Там четко сказано о конкретном случае, с конкретным агентством. И специально добавлено: «Я не говорю, что все агентства так работают. Бывают очень крутые команды.». А про стоимость работы — это факт. РА никогда не сможет позволить себе работу по бюджету фрилансера, т.к. у них аренда офиса, охрана, уборщица и еще целый штат, который вообще может не участвовать в работе над конкретным проектом.
    В целом это интервью лишь субъективный взгляд исполнителя, который никому не навязывается.
    И вы для начала у клиента уточните, а ему ваши KPI, SLA, NDA нужны? И какое отношение это имеет процессу создания медиа-контента? Тут речь о создании роликов, а не об управлении компанией/коллективом и расчетах эффективности работы ее сотрудников.
    Ну закидаете вы этими аббривиатурами клиента? Ему от этого легче станет?
    Тут речь о другом))).

    Ответить

    Sergey ответил

    Ваши слова лишь доказывают не способность фрилансера к системному мышлению. Организовать работу только себя любимого, это одно а организовать работу команды и суметь это масштабировать, это совсем другое. Не сравнивайте пожалуйста жопу с пальцем, это разные вещи.
    KPI, SLA, NDA имеют прямое отношение к созданию медиа-контента. Просто у вас не было такого уровня, попробуйте поработать хотя бы с клипом для песни известного исполнителя, там без NDA и юридического лица вас даже не подпустят к проекту, так как риски слива контента, очень велик.
    Речь все о том же, вы не работали в крупном агенсве, не работали с международными проектами на миллионную аудиторию, за то спорите. Зачем?

    Ответить

    Олег ответил

    @Sergey, «Международные агентства!», «миллионная аудитория».
    А ваши высокопарные изречения «жопа с пальцем» сразу выдает ваш уровень воспитания и интеллекта ))).
    И кто с вами спорит? Вы тут всем пытаетесь что-то доказать, высказываясь о совершенно другом опыте, который не относится к интервью. У вас бомбит, что не ваше интервью разместили?
    Заведите канал на youtube, напишите статью «10 причин, почему Агентство (с большой буквы, великое и незыблемое, я помню!) лучше чем фрилансеры».
    То что вы тут сокрушаетесь, по сути, ради меня и еще нескольких человек, лично вам ничего не даст.
    Да и мне на ваше мнение, откровенно, плевать, как и вам на мое ))
    Вы эти знания лучше заверните в нормальную упаковку и продавайте.
    Сделайте проморолик своему агентству.
    Можете какой-то конструктив предложить по изложенной информации? Ок. Нет? Вас тут никто не держит. Есть более удобные платформы для чтения лекций и наставления других людей. Я их уже выше назвал.
    Мне уже вас даже немного жалко. Вы как революционер на chillout вечеринке ))) Не совсем в тему и не совсем по делу ))
    Удачи!

    Sergey ответил

    Очень хорошо, что вы пытаетесь формулировать свои мысли и даже почти в контексте беседы. Вы написали статью, выставив агенства как некоторое зло, а себя неким Дантарьяном. Ок! Без проблем, ваше мнение. В комментарии я лишь сказал свое мнение, которое просто немного не укладывается в вашем модели мира, по банальной причине, отсутствие опыта. В будущем, если вы конечно дойдете до этого в развитии, вам надоест просто исполнять и захочется масштабироваться, первым делом, вы забудете про фриланс.

    Ответить

    Олег ответил

    @Sergey, Это не статья! Это — интервью! Мне задавали вопросы. Я отвечал.
    1) Вам видимо по старой традиции нужно третий раз пояснить: «Я не говорю, что все агентства так работают. Бывают очень крутые команды.»
    2) Вы говорите уже о других вещах! Тут интервью посвящено именно фрилансу, а не рек. агентствам. ФРИЛАНСУ и ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ!!! А не вашим любимым «KPI, SLA, NDA».
    3) У меня помимо этой работы: озвучка, аудиоролики, и муз. проект. У меня и в планах нет куда-то «масштабироваться», как вы выражаетесь )) И с чего вы решили, что все должны расти в одной сфере? Ваш опыт не обязательно подойдет остальным. Также как и мой. То, о чем вы говорите — это уже глобальный вещи, которые в этом интервью никак вообще не затрагивались. Это вы свои «KPI, SLA, NDA» сюда зачем-то приплели. Об этом тут речи не шло вообще!
    4) Вам уже сказали, что вы круты. Что вы межгалактический специалист и нам (смертным) никогда не дорасти до такого поднебесного уровня, как у вас)))) Так какого же ежа вы делаете на фриланс площадке, где минимальный бюджет заказа может стартовать от 500 р.? Вы такой весь владелец “Алмазного завода” пришли в лавку, которая торгует бижутерией, если соотносить масштаб с ваших слов.
    Вас там ваши “международные партнеры” не засмеют? Откуда у вас столько свободного времени, чтобы разводить это все в коментах? А какже слияния поглащения? KPI, SLA, NDA? ))))
    5) Никто себя героем не выставлял. Там была задача сделать ролик. РА просто взяло и переложило все производство ролика на исполнителя, не принимая абсолютно никакого участия в его создании! Все что они делали — это исполняли роль сломанного телефона между исполнителем и конечным заказчиком, т.к. менеджеры постоянно менялись. Из-за этого была страшная путаница.
    Я уточню еще раз! НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ВСЕ АГЕНТСТВА ТАК ДЕЛАЮТ! ЭТО КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР!
    Ваши слова: “Речь все о том же, вы не работали в крупном агенсве, не работали с международными проектами на миллионную аудиторию, за то спорите. Зачем?”
    Какие международные агентства? Вы сюда опять приплетаете то, о чем и речи изначально не шло. Вы сюда еще религию и политику присовокупите , будет вообще здорово!
    “Слышал звон, да не знает, где он” — вот отражение вашего подхода. Вы ведь даже ни сути интервью не поняли и меня не слышите. А долбите свои: “Просто у вас не было такого уровня, попробуйте поработать хотя бы с клипом для песни известного исполнителя, там без NDA и юридического лица вас даже не подпустят к проекту, так как риски слива контента, очень велик.” — кто тут об этом вообще говорил? Какие клипы, какие “KPI, SLA, NDA”? Вы это все к чему вообще сюда притащили?
    Т.е. вы, позиционируете себя, как опытный специалист. Я боюсь представить, как вы со своими “международными клиентами” общались? Если вы даже здесь не по делу свою тему форсите. Вот вы и раскрыли себя как ГЛОБАЛЬНОГО специалиста, который также будет своим клиентам навязывать то, о чем сам клиент не просил.
    Ваш подход ясен.
    6) Я на всякий случай еще раз повторю, чтобы как то фам зафиксировать: “Я не говорю, что все агентства так работают. Бывают очень крутые команды.” У вас с первого раза не получается эту часть текста запомнить.

    Алексей ответил

    @Sergey, чуть со смеху не помер.

    Как раз я, например, не только знаю много славных аббревиатур, но и в отличие от агентств умею их применять. А когда я вижу в KPI агентства по SMM такие вещи как «охват аудитории», «% вовлечения», «коэффициент RtC» мне хочется плакать. Потому что конечная ценность для клиента в итоге равно нулю. Но в отчете смотрится пафосно, да.

    Агентства умеют в процесс, это факт. Но агентств, умеющих в результат можно пересчитать по пальцам.

    На всякий случай: я не выступаю исполнителем на Кворке или иных фриланс-сервисах.

    Ответить

    Sergey ответил

    KPI в виде «охват аудитории», «% вовлечения» вполне частое явление. Не всегда KPI это деньги, а плачете вы потому, что никогда не работали в больших бюджетах и вам этого просто не понять.

    Ответить

    Алексей ответил

    @Sergey, с заявления про «не работали в больших бюджетах» посмеялся второй раз. Еще раз напомню — я не фрилансер и не исполнитель. Устроим бокс по переписке и начнем мериться бюджетами, с которыми работали?

    То, о чем вы пишите, мне тоже отлично известно — это называется «катать клиента» и «осваивать бюджет». Вот именно поэтому, когда начинаются «большие бюджеты» на рекламу — надо создавать направление маркетинга in-house, а не обращаться в агентство за комплексным обслуживанием.

    И да, у толкового директора по маркетингу KPI — это всегда деньги. Вы очевидно сами просто никогда не добирались до уровня, позволяющего с точностью почти до рубля понять, как бюджет, выделяемый на медийку по бренду или SERM, превращается в деньги. Поэтому, убедительно прошу — перестаньте писать о вещах, в которых слабо разбираетесь и вернитесь к работе с вашими «большими бюджетами».

    Пусть любые ваши начинания завершаются успехом (творческим, денежным).

    Ответить

    Извини Олег, чтение вашего потока мыслей мне не кажется увлекательным занятием.
    А вы Алексей не работали в большой команде, это факт. По вашей логике и техперсоналу нужно KPI в деньгах ставить. В больших командах, не все специалисты имеют доступ к финансовым показателям, потому и задачи для них соответствующие. То, что все превращается в деньги, это естественно, с этим ни кто не спорит. Но вы стали утверждать, что KPI в виде увеличения аудитории например для SMM, полный бред, а это всего лишь следствие, отсутствия у вас опыта работы в больших командах.

    Ответить

Оставьте свой комментарий

обязательно
обязательно
необязательно