Как зарабатывать на фрилансе электронной музыкой

Владимир Нерода ушел с работы на петербургском телеканале и стал писать электронную музыку на заказ. В интервью Kwork он рассказал, как превратить хобби в заработок, кто заказывает треки на фрилансе и почему важно образовывать своих клиентов.

Досье

Владимир Нерода (@JetRed) — электронный композитор, саунд-дизайнер и продавец профессионал на Kwork

Город: Санкт-Петербург
Два высших образования: Связи с общественностью; Телекоммуникационные и компьютерные технологии в СО

Выполнил 279 заказов
100% заказов успешно сдано
204 положительных и 1 негативный отзыв за все время работы

Бэкграунд

Владимир, сейчас работаете только на фрилансе, или есть какая-то основная работа?

С 2015 года я только на фрилансе.

Чем занимались до этого? 

Когда жил в Тамбове (это мой родной город) — работал радиоведущим, директором регионального представительства «Comedy Club Production», был ведущим мероприятий. Еще до этого мы делали с товарищами стендап шоу, где я выступал. В общем, у меня была разноплановая творческая деятельность. 

В сентябре 2012 года я переехал в Санкт-Петербург и начал работать диктором удаленно. Затем устроился на телекомпанию «Первый ТВЧ» — автором программы на телеканале «Охотник и рыболов». Через два года меня повысили до редактора телеканала. А еще через год — я уволился. Был не согласен с мнением руководства по поводу того, как должна вестись работа. И вот когда я был на неком перепутье, моя девушка сказала: ты давно хотел на фриланс, мне кажется, это отличный повод. 

Судя по опыту, ожидаемо, чтобы вы начали писать тексты и работать в маркетинге. Но нет! Расскажите, как вдруг стали музыкантом? 

Ну да, это был не совсем ожидаемый поворот. (Смеется) Но музыка — это моя давняя страсть. Моя мама проработала больше 40 лет преподавателем музыки в музыкальной школе в Тамбове. Когда я был маленький, родители все время собирались с друзьями — мама играла на фортепиано, потом все общались и слушали пластинки, пели. В общем, музыка была в доме постоянно. Меня, конечно, отдали в музыкальную школу, которую я успешно окончил по классу фортепиано. 

Но вообще, класса с шестого я интересовался электронной музыкой. И когда мне купили компьютер, первый мой диск был с программой для создания музыки. Это был Ejay — совсем простенькая штука, которая позволяла собирать из кусочков полноценные треки. С тех пор написание музыки стало моим хобби, вдохновением, ежедневным занятием. В более старшем возрасте я также стал выступать как диджей, организовывал drum’n’bass вечеринки. А потом, в нужный момент, все эти накопленные за многие годы знания стали моей новой профессией.

Современный реггетон, работа Владимира

Работа мечты: как хобби превратить в заработок

Многие мечтают делать то, что любят, да еще зарабатывать на этом деньги. Но мало кто знает, как этого добиться. Поделитесь опытом.

Мой секрет прост — начиная с 2007 года я учился и практиковался в своем увлечении. Практически каждый день смотрел по 2-3 ролика на YouTube, разбирал стримы, находил курсы на тему создания и обработки звука. Параллельно с учебой, работой, обычной жизнью. Я постоянно развивался в этом — ставил себе все более продвинутые программы. После Ejay был Fruity Loops, потом Ableton Live, сейчас пишу в Reaper. Я писал треки для себя, для выступлений в клубах. У меня не было амбиций стать популярным электронным музыкантом — просто мне нравилось писать музыку. Так продолжалось вплоть до 2015 года, когда я ушел с работы. 

Тогда я понял, что не хочу больше работать «на дядю», да и старая сфера перестала быть для меня актуальной. Подходящее время, чтобы попробовать что-то новое.

В интернете много курсов и роликов по созданию музыки. Люди выкладывают все в открытый доступ, делятся опытом, и на этом реально можно научиться.

Что нужно знать и какую технику иметь, чтобы начать делать музыку на заказ?

Нужно базовое музыкальное образование — чтобы находить с заказчиком общий язык и грамотно использовать музыкальные термины. Из техники: компьютер, программа для создания музыки, библиотеки звуков, 1-2 синтезатора, хорошие мониторные колонки и наушники, звуковая карта. Ну и, конечно, нужно быть уверенным пользователем программы, в которой будете работать. На мой взгляд, это старт.

Владимир в своей домашней студии

Когда вы начинали, не мешал синдром самозванца? 

Нет, я вполне уверенно чувствовал себя в создании музыки. Всё-таки 8 лет набирался знаний и практиковался «для себя». Я понимал, что способен создавать разноплановые произведения — по крайней мере те, которые можно сделать на компьютере. К тому же я всегда максимально тщательно оцениваю то, что делаю. Так что когда я решил брать деньги за свою музыку, то понимал: если заказчика не устроит то, что я сделал — я смогу переделать.

Объемная оркестровая композиция, работа Владимира

А какие были страхи перед стартом на фрилансе? 

Честно говоря, думал, что если буду писать музыку на заказ — не останется пространства для творчества. Что это будет просто ремесло, которое я буду делать чисто механически. 

Это подтвердилось?

Нет, к счастью. На деле все совсем не так. Да, естественно, при выполнении заказа у меня есть какие-то рамки из технического задания заказчика. Но эти рамки — они больше работают как направление, чем как ограничения. Все равно создание музыки — очень творческий процесс. Я даже не называю это работой. Когда думаю, что меня ждут заказы, то говорю мысленно — надо пописать музыку. То есть весь процесс я до сих пор воспринимаю как хобби, в котором я что-то создаю, и получаю непосредственный отклик от человека, для которого это делаю. 

Какие еще сюрпризы преподнес вам фриланс? 

Приятный сюрприз — это какой-то невероятный заряд от отзывов. Для меня важно получать отклик от того, что я делаю. Когда пишешь «в стол» — то этого не хватает. А на фрилансе я отправляю композицию, люди слушают и тут же пишут: очень здорово, мы не ожидали, нам все понравилось. И это прямо очень вдохновляет дальше этим всем заниматься.  

А как с обратной стороной этой медали — правками и недовольством?

Я к ним отношусь спокойно. Если люди говорят, что что-то не так, то я уточняю задание, выясняю, что конкретно не нравится, прошу дополнительные референсы. И все в итоге получается.

Единственный неприятный момент, с которым я столкнулся на фрилансе — гигантский демпинг. В начале карьеры я пробовал работать на FL и Freelance и понял, что классическая биржа — это не мое. Там много заказов с необоснованно низкой оплатой. Сейчас я работаю только через Магазин Kwork. Здесь я нахожу клиентов, готовых платить достойные деньги за труд.

Кто и зачем заказывает музыку на фрилансе

Владимир, у вас достаточно много кворков. Как формировали предложение?

Из своих навыков. Изначально я предлагал написание музыки, аранжировку, дикторский голос, монтаж аудиороликов — все, что умел делать. Потом прошел курсы в Санкт-Петербургской школе электронной музыки по сведению и мастерингу — создал кворк по сведению и мастерингу. Дальше я вспомнил, что с 4-х лет изучаю английский язык и знаю изнутри работу переводчиков по опыту редактора телеканала. Стал предлагать закадровый перевод. Так постепенно сложился мой ассортимент. Если в будущем научусь чему-то еще, добавлю новые кворки. 

Какие услуги пользуются большим спросом? 

Самое популярное – написание музыки. Это музыка с нуля, минусовки существующих песен, аранжировки музыкальных идей, спетых под гитару куплетов или просто стихов.  

Кто и для чего заказывает у вас музыку?

Есть основные категории людей:

  • Частные лица для себя. Людям нужен минус, чтобы спеть любимую песню, поздравить близких с днем рождения или воссоздать трек, который они где-то слышали, но никак не могут найти. 
  • Вокалисты для выступлений. Люди заказывают аранжировку для собственных песен или популярных каверов, чтобы выступать где-то на локальном уровне. 
  • Продюсеры для монетизации. Это люди, которые заказывают электронные треки и покупают на них права, чтобы коммерчески использовать: публиковать, продавать, отправлять на лейблы. 
  • Компании для своего продукта. В этом сегменте я писал отбивки для мультфильмов, заставки YouTube каналов, фоновые подложки для роликов и мобильных игр. Но такие заказы пока встречаются реже всего.  

Электронный трек для заставки YouTube-канала

Расскажите, как построена ваша работа. Человек обращается и напевает мелодию на диктофон?  

Опишу поэтапно. 

Первый этап — грамотно поставить задачу. Основные вещи, которые меня здесь интересуют – это референс (пример) и необходимая длительность готовой композиции. Некоторые люди противятся референсам, потому что думают, что результат будет слишком похожим. Не нужно этого бояться. Референсы задают направление, тональность, понимание, какое звучание хочет получить клиент. Без них мы зачастую просто теряем время. Потому что когда человек говорит, что ему нужна «одухотворенная» музыка — это очень субъективно. У нас может быть разное представление одухотворенной музыки. 🙂 Референсы помогают избежать недопонимания на самом старте. И, конечно, если мелодия уже есть, и ее просто нужно воссоздать — то исходный трек или диктофонная запись идеально подходят.  

Второй этап — определиться с правами. Здесь я спрашиваю, где человек будет использовать трек. Если для себя — права ему не нужны. Если коммерчески — согласовываем договор, по которому я потом передам права на композицию.

Третий этап — сформировать индивидуальное предложение. Стоимость работ складывается из первых двух этапов: сложность, длительность, права. Сроки обычно указываю немного с запасом. Заказчик оплачивает предложение, и я приступаю к работе.

Четвертый этап — создать композицию. Один трек средней сложности занимает где-то 6 часов рабочего времени. Конечно, это приблизительно и зависит как от самого заказа, так и от моего вдохновения.  

Что делать, если работать нужно, а вдохновения нет? 

Я делаю перерыв, чтобы голова освободилась и перезагрузилась. Например, выхожу на прогулку, общаюсь с друзьями или еду покататься на машине. Вдохновляюсь и возвращаюсь к музыке. Обычно это работает. 

Electro-house трек, работа Владимира

Сколько стоит создать трек средней сложности? 

Без передачи прав — от 3 500 до 5 000 рублей. С правами — от 4 000 до 6 000 рублей.  

Из-за чего может возникать недопонимание с заказчиками, и как его избежать?

Когда люди не могут сказать музыкальными терминами, что именно нужно изменить в треке. То есть, говорят, что им что-то не нравится, но не могут объяснить, что конкретно. Тогда, если человек не против, я пишу: давайте, я вам расскажу, из чего состоит композиция, которую я для вас создал. 

Проводите небольшой ликбез.

Да, точно. И мы разбираемся, что такое топлайн, как звучат пэды, бас и барабаны, как меняется трек от тональности и так далее. Иногда я даже созваниваюсь с человеком и демонстрирую экран компьютера — чтобы реальный трек разобрать на кусочки и понять, где проблема.

Аранжировка фортепианной композиции, работа Владимира

Тогда проблема решается? 

Да. Такой подход дает ряд преимуществ: 

  1. Мы начинаем говорить с заказчиком на одном языке. Становится значительно проще работать и вносить правки, если нужно. 
  2. Заказчик получает то, что он хотел, и остается довольным. 
  3. Повышается лояльность заказчика, он уже может прийти повторно. А в следующий раз работа пойдет быстрее, потому что вы теперь говорите на одном языке. Такой приятный замкнутый круг.

Блиц

10 вопросов герою и 10 быстрых ответов

Что самое сложное в вашей работе?

Понять, что именно человек хочет получить в итоге.

Какой миф о фрилансе раздражает вас больше всего?

Что у фриланса нет будущего.

Чем гордитесь в своих профессиональных достижениях?

Тем, что люди пишут такие восторженные отзывы.

Сколько часов в день работаете?

6-8 часов.

Сколько заработали на фрилансе в самый доходный месяц?

В районе 60 тысяч рублей.

Как быстрее всего отключиться от работы?

Пойти в душ.

Какой ваш любимый музыкальный жанр сейчас? 

Bass house.

Что выберете: Mac или Windows?

Windows.

Ваша самая большая мечта?

Больше путешествовать.

Дайте полезные советы продавцам и покупателям Kwork.

Продавцам советую находить общий язык с покупателями, объяснять им какие-то базовые термины из своей сферы, если те их не знают. Так заказчики смогут более четко формулировать, что именно им нужно, а значит — ваше сотрудничество пройдет успешнее. 

Покупателям — не относиться к исполнителям с точки зрения «клиент всегда прав». На Кворке много творческих заказов, а творчество – субъективная штука, которую нельзя измерить и посчитать. Здесь всегда будет полет фантазии. Надо быть к этому готовым и уметь правильно направлять исполнителей, чтобы все в итоге были довольны. 

Успешного всем сотрудничества!

13 комментариев

    Что очень обидно, так это то что таких специалистов невозможно найти в поиске кворка, когда очень срочно и очень важно их найти.

    Ответить

    Яна (служба поддержки Kwork) ответил

    Эльшан, здравствуйте!
    Уточните, пожалуйста, какие наблюдаются проблемы с поиском кворков? Мы обязательно разберемся.

    Ответить

    Эльшан ответил

    @Яна (служба поддержки Kwork), Проблема выдачи в поиске затрагивается мной уже месяцев семь. Уже все обсуждалось с руководством. Но ничего не изменилось. Выдача в поиске работает нелогично. Хороших, топовых, профессиональных специалистов не найти. Потому что поиск выдает нелогичный рандом.

    Ответить

    Яна (служба поддержки Kwork) ответил

    Благодарю за пояснения по вопросу, Эльшан. Выдача работает таким образом, чтобы учитывался и рейтинг кворка (в первую очередь) и количество новых кворков в категории, так как новые кворки случайным образом добавляются в конечную выборку. При этом рейтинг всегда играл главную роль в установлении позиций кворка в каталоге. Если вы замечаете, что ваши кворки несколько ниже, чем ожидалось, то необходимо проанализировать показатели «конверсия», «ответственность», «отзывы». Чем выше эти показатели по сравнению с другими кворками в вашей категории, тем лучше позиции. Еще необходимо учитывать момент динамичности выдачи и то, что результат всегда подстраивается под конкретного покупателя, в зависимости от его запроса.

    Юлия Мусонова ответил

    @Эльшан, дико плюсую. Сама столкнулась с этой проблемой. Хотя у меня больше 2000 выполненных заказов.

    Яна, я прекрасно вас понимаю.
    А вы меня по видимому не до конца поняли. Я знаю как работает система поиска, потому что я самый топовый исполнитель который пострадал от этого поиска больше всех. Я говорю не о себе и не об этом. Я в данный момент говорю от имени покупателя. Я и сам покупатель сделавший больше 50 заказов на кворке. Я говорю что поиск работает нелогично. Топовых специалистов подобрать затруднительно. Я как покупатель совершенно не хочу выбирать среди новичков, не хочу давать кому-то шанс и так далее. Я хочу найти профи исполнителя, с огромным количеством сделанных заказов. Я хочу при поиске того что мне нужно видеть что есть профессионалы. А что я вижу сейчас? Когда я что то ищу у меня такое впечатление что кворк это сайт на котором нет профессионалов, а только какие то школьники предлагают школьные услуги… Топов нет или если есть их надо искать и искать… Они все время куда то перемещаются перестанавливаются…

    Мне как покупателю это крайне неудобно.

    Ответить

    «….Иногда я даже созваниваюсь с человеком и демонстрирую экран компьютера….» — обмен контактными данными разве не запрещен правилами кворк?

    Ответить

    Яна (служба поддержки Kwork) ответил

    Павел, вы правы, обмен контактными данными запрещен. При этом в правилах есть оговорка, что в исключительных случаях контакты могут быть переданы в рамках активного заказа, если без них выполнение работы невозможно.

    Ответить

    Здравствуйте!
    Данное интервью очень понравилось.
    Оно в очередной раз доказывает то, что на фрилансе есть грамотные специалисты с опытом и широким спектром услуг.
    Посмотрел профиль Владимира, его статистика: 284 заказа выполнено, 206 отзывов — это говорит о том насколько он востребован и о ом, что решение уйти на фриланс не было ошибкой.
    Желаю данному фрилансеру еще больших успехов, как творческих, так и материальных.

    Ответить

    Я тоже на кворке с 2016 года и вижу, что много что на сервисе меняется в лучшую сторону и спасибо ребятам за это. Но хотелось бы, чтобы на главной странице, когда используешь поиск — в левой колонке помимо фильтра Рубрики, Уровень, активность продавцов итд можно было отсортировать сразу и по цене.

    Ответить

    Яна (служба поддержки Kwork) ответил

    Алексей, благодарим вас за отзыв о нашей работе! Обратная связь очень ценна для нас.
    Фильтр по цене в каталоге тоже есть. Могли бы вы, пожалуйста, написать нам в службу поддержки, чтобы мы проверили корректность работы фильтров в вашем аккаунте?

    Ответить

    Мотивирующая статья.
    Успехов в работе!

    Ответить

    Мельком прочитал интервью. Понравилось, что человек честно сказал о доходах, а то порой начинает тошнить от показухи.
    Насчет демпинга не согласен, именно такие конторы как кворк, со своими предложениями работ по 500 рублей, возвели демпинг на русскоязычном фрилансе до небывалых высот.
    После того как появились конторы, что предлагают работы по 500 рублей, при этом отбирают ~25% комиссии с исполнителя, сделали русскоязычный фриланс ещё более нищим и менее привлекательным.
    Я могу сказать так со стороны разработчика, правда на фрилансе простая: если ты хороший специалист, то ты нормально зарабатываешь, а если ты пока ещё дилетант, или по жизни халтурщик, или ещё и вор чужого труда, то такому будет сложно на фрилансе. Почему же не все становятся например хорошими разработчиками? Потому что нужно много учиться и много знать, а учиться это очень тяжело. Также на начальном этапе ускорят процесс финансовые вливания, например на толковые курсы и оборудование(ПК, программы).

    Ответить

Оставьте свой комментарий

обязательно
обязательно
необязательно